Проект
«Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
Воспитатель: Сисюкина И.В.
2016 год
Вид проекта: Групповой
Задачи:
• Способствовать расширению знаний о казаках.
• Формировать представление о воспитании детей в семье казаков, в соответствии с различием полов.
• Развивать память, мышление, внимание, речь.
• Способствовать формированию положительных эмоций у детей.
Мотивация:
Путешествие в прошлое, с целью знакомства детей с воспитанием мальчиков и девочек в казачьей семье.
Срок проведения: 1 неделя.
I. Предварительная работа
• Разработка плана реализации проекта
• Подбор бесед, песен, игр, иллюстраций о жизни казаков
• Подготовка к художественно - продуктивной деятельности
II. Практическая часть
Деятельность педагога
Педагог продумывает, в каких видах деятельности можно расширить и закрепить знания детей о казаках.
Воспитание девочек и мальчиков:
Игровая деятельность Взаимодействие Социальный мир Художественно- продуктивная деятельность Музыкальный мир
Деятельность детей
• Выставка работ на тему «Казаки»
• Разучивание казачьих игр и песен
• Выставка «Игрушки наших бабушек»
Социальный мир
Занятие №1
Тема: «Наши земляки- казаки»
Цели: Дать детям понятие о том, кто такие казаки, где они жили и почему их называют «казаки-люди вольные». Развивать память, речь, мышление. Вызвать у детей интерес к истории родного края, желание познавать её.
Занятие №2
Тема: «Одежда казаков и казачек».
Цели: Познакомить детей с казачьей одеждой, с её изменениями. Развивать чувство вкуса; умение видеть красивое. Воспитывать уважение к старинным нарядам.
Занятие №3
Тема: Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье.
Цели: Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков; почему давалось разное воспитание. Развивать речь, мышление, память. Вызвать интерес к занятиям, истории родного края.
Художественно-продуктивная деятельность.
Занятие №1
Тема: «Одежда донских казаков и казачек».
Цели: Учить изображать костюмы казаков и казачек. Развивать представление о своеобразии одежды. Учить видеть её красоту. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Занятие №2
Тема: «Занятие казаков».
Цели: Привить знания о том, чем занимаются казаки и казачки. Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарь детей. Воспитывать уважение к труду человека.
Игровая деятельность.
У казаков были распространены хороводные игры, направленные на развитие речи, умение чувствовать и олицетворять музыку:
«Казачёк удалой», «Дон Иванович»
Игры, направленные на развитие силы, ловкости и выносливости:
«Утка», «Шагардай», игра в детки.
В проекте представлены игры на развитие памяти, внимания.
«Кто чем занят?», «Одежда казаков».
Музыкальное развитие.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с казачьими песнями. Учатся подбирать движения, соответствующие тексту и характеру песни. На занятии прививается уважение к казачьим традициям и фольклору.
В казачьих песнях просматривается разделение на песни. посвящённые казакам и казачкам: «Сотник», «Браво, браво», «Рыбица», «Земляничка-ягодка»
III. Взаимодействие с родителями.
• Привлечь родителей к рассказу о казаках детям.
• Родительское собрание: «Воспитание мальчиков и девочек».
• Папка-передвижка «Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов»
• Создание кукол казака и казачки.
• Создание казачьей горницы-мини-среда.
Результат проекта.
- Выставка работ на тему «Казаки»
- Разучивание казачьих игр и песен.
- Развлечение «Казачья ярмарка».
- Создание макета « Казачья горница»
Воспитание мальчиков.
Рождение мальчика в казачье семье было большим праздником. Когда ребёнку исполнялся год, его сажали в первый раз на неосёдланного коня, покрытого шёлковым платком. По поведению ребёнка старались угадать его судьбу: Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с коня - быть убитому.
Обучение начиналось после праздника первых шагов. С трёх- пяти лет казачка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, Рубить шашкой - с десяти.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его была заполнена трудом и обучением. Мальчики с пяти лет работали с родителями в поле: пасли овец, погоняли волов на пахоте.
В семь лет мальчика переводили из детской в комнату братьев. С этой минуты воспитание занимались только мужчины.
Но главной задачей казачка была учёба. Школярами гордились в семьях, они вели себя на улице достойно. Они были известны всем жителям в станице или хуторе. Но кроме школьного обучения, он учился работать, перенимая мастерство старших.
Воспитание девочек.
Рождение девочки не праздновали так широко, как рождение мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Воспитывая её, в ней развивали женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.
Девочки начинали работать с раннего возраста. Они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, шили, вязали. Была и особенная работа - нянчить младших! Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра.
Труд не исключал и радости, веселья: девочки пели и плясали, а обучали их этому старшие женщины.
Когда отец с братьями уезжали на охоту, в поле, на покос, на рыбную ловлю, отнести мужчинам еду в поле, постирать, заштопать обтрепавшуюся в работе одежду - девичья работа. К братьям девочки относились с огромным уважением. Став взрослой, девушка получала в подарок от дедушки серебряное колечко, которое носила на левой руке. Это означало, что девушку можно рассматривать как невесту.
Девочка росла с одной мыслью, что она будущая хозяйка и мать - этому было подчинено всё её воспитание.
Песни казаков.
Земляничка- ягодка.
Земляничка- ягодка во бору родилася,
Вот, вот, вот и я вот милая моя.
Во бору родилася, на солнышке грелася.
На солнышке грелася, русу косу чесала.
Русу косу чесала, гребешочек сломала.
Гребешочек сломала, руки в лодочку склала.
Руки в лодочку склала, к себе милого ждала.
Что же, миленький ты мой, что же ходишь стороной.
Восхваляйся ты мной, моей русой косой.
Моя русая коса - всему городу краса.
Всему городу краса, всем девчатам скукота.
Всем девчатам скукота, а ребятам маета.
Рыбица.
1. Мине ноня маменька бранила,
Мине ноня родная бранила.
Припев: Ой, бранила, бранила,- 2р.
2. А Манюшка по Донцу бродила,- 2р.
3. Золотую рыбцу ловила,- 2р.
4. Золотая рыбца – чекамась - 2р.
5. Наловила рыбицы не для вас.- 2р.
6. Наловила рыбицы одному,- 2р.
Ой, да милому своему.
Сотник.
1. Как на горочке, на горочке крутой
Стоял сотник, стоял сотник молодой.
Припев: Ой, ли, браво да люли.
Ой, ли, браво да стоял.
2. Под ним конник, под ним конник вороной
Во сбруичке, во сбруичке золотой.
3. Ехал сотник да со службы домой
Прямо к Любушке, да к Любушке своей.
4. Здравствуй, Любушка, красавица моя.
Хорошо ли тебе, вольно ль без меня.
5. Здравствуй, милый мой, хороший, дорогой.
Хорошо мне будет только лишь с тобой.
Браво, браво.
1. Как у нашей сотни
Жизнь была весёлая. 2р.
Припев: Чернявая моя, чернобровая моя,
Черноброва, черноглаза, кудрявая голова
Браво, Браво, Катерина,
Браво сердце моё. 2р.
2. Как у нашей сотни
Командир хороший 2р.
3. Командир хороший,
Сотенный он славный 2р.
4. Казаки удалые,
Кони их убранные. 2р.
Наши казаки - земляки.
В далёкие- далёкие времена там, где сейчас расположена Ростовская область, жили сарматы и скифы. Это могучий, кочевой народ, который разводил лошадей и скот. Потом на Дону появились хазары - воинственный народ, но князь Святослав выступил против них и разгромил. Затем были нападения татаро - монголов. Нападая на русский народ, они уничтожали всё, что попадалось им на пути. Но русский народ не смерился. В Донских степях, на Куликовом поле, русский князь Дмитрий со своими войнами разгромил татарские войска. За эту славную победу князь Дмитрий получил звание «Донской». После Куликовской битвы в донских степях никто не жил. Затем на Дону стали появляться первые поселения вольных людей - казаков. Люди бежали сюда от голода и тяжёлого труда.
Вот только самые отважные и сильные решались бежать на вольные земли. Люди, поселившиеся на Дону много- много лет назад, и стали называться донскими казаками. Они селились на островках, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Эти островки укрепляли валом, а внутри городка казаки строили дома для жилья из дерева и камня. Эти дома назывались куренями. Так на Дону появились казаки.
Родительское собрание на тему: «Воспитание мальчиков и девочек».
У детей формируются представления и опыт общения в среде сверстников своего и противоположного пола. Мальчики в «мужской» среде проявляют силу, ловкость, смелость, в «женской» среде - внимательность к девочкам, желание оказать помощь, уступить игрушку т.д.
У мальчиков нужно формировать «рыцарское» отношение к окружающим: желание пропускать вперёд, подавать женщине руку, оказывать знаки внимания родителям и девочкам, быть аккуратным и т.д.
Девочки в «женской» среде проявляют желание обмениваться мнениями о красивых предметах, нарядах и т.д., а в «мужской» среде - умение помирить конфликтующих, создать красоту и порядок в одежде, в комнате, в игрушках. Нужно учить делиться тем, что ты можешь делать: читать стихи, петь песни в удовольствие своё и других; быть благодарными за оказанное внимание (словом, взглядом, жестом), уметь принимать подарки (рассматривать, благодарить, восхищаться). У девочек формируют способность следить за своим внешним видом: быть опрятными, нарядными. Детей знакомят с мужскими и женскими формами приветствия: мужчины пожимают друг другу руки; женщины говорят «здравствуйте», слегка наклонив голову.
Мальчиков и девочек учат оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталоном культурного поведения, принятыми в обществе. Какими будут мальчик и девочка, когда вырастут, видно с детства. Если мальчик знает вежливые слова, не кричит, не дерётся, внимателен к окружающим, то он будет культурным. Если девочка не кричит, не ругается, знает ласковые слова, заботится об окружающих, умеет навести порядок, следит за одеждой, обувью, вовремя причёсывается, носит красивые платьица, то она станет настоящей женщиной.
Также у мальчиков и девочек формируют представления об этических нормах общения вне зависимости от пола (уметь здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, уметь использовать нежные слова).
Занятие по физической культуре
В далёкие времена наш Донской край называли «Диким полем». Здесь не было лесов, куда ни посмотри была дикая степь.
1. «Дикая степь» - И.П. - сидя на полу, ноги вместе, повороты головы влево – вправо.
Вся степь была покрыта высокой травой.
2. «Высокая трава» - И.П. – стоя на коленях, руки на поясе. На 1 – потянуться вверх, подняв руки, на 2 – и.п.
В этих высоких зарослях водились коварные змеи.
3. «Змея» - И.П. - сидя на полу, ноги вместе, руки на поясе. На 1 – наклон вперёд, на выдох произносят звук (с), на 2 – и.п.
И в эти степи со всех уголков нашей земли сбегались вольные люди, которые стали называться казаками.
4. «Казаки» - И.П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты в стороны.
Они строили себе жильё, которое называли хатами.
5. «Хаты» - И.П. – ноги вместе, руки на поясе. На 1-наклон вперед, 2 – и. п.,3 – руки вверх, 4 – и.п.
Самым лучшим другом казака был конь.
6. «Кони» - И.П. ноги вместе, руки на поясе. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.
С тех пор как казаки поселились на Дону, они стали верными защитниками, у которых были сильные руки и железная хватка.
7. «Защитники» - И.П. - ноги вместе, руки на поясе. Мальчики – сгибание и разгибание рук в локтях к плечам. Девочки – поднимание рук в стороны.
С детства казачат готовили к взрослой жизни: пока мальчики учились владеть шашками, девочки учились ходить поводу с коромыслом.
8. «Казаки» - И.П. - ноги вместе, руки на поясе. На 1- наклон в сторону с замахом руки, на 2 - - И.П.
«Казачки» - И.П. - ноги вместе, руки в сторону. На 1- 3-наклон вправо, на- 2-4- И.П.
Казаки были трудолюбивым народом. Мужчины охотились в степи, и кого там только не встретишь:
9. «Охота» - перестроение в колонну по одному.
10. «Огненно рыжая лиса» - ходьба с имитацией походки лисицы.
11. «Ласки» - ходьба змейкой.
В полях водятся хомяки, при опасности они прячутся в норки.
12. «Семья хомяков» - ходьба врассыпную. По команде «коршун» - построение в колонну по одному.
Богата наша степь и тушканчиками, которые снуют туда- сюда.
13. «Тушканчики» - бег маленькой змейкой на носочках.
А вот, смотрите, зайцы- русаки.
14. «Зайцы- русаки» - перепрыгивание через веревочку.
Дружными стайками по степи летают птицы.
15. «Ласточки» - перестроение в две колоны.
Вот повстречались перепела и куропатки. Они приветствуют друг друга.
16. «Встреча» - прыжки на встречу друг другу, приветствие: «Кр - кр!»
Плавно и спокойно течет наш Дон- батюшка, богатый рыбой и раками. Смотрит на всю эту красоту и тихо вздыхает.
17. Дыхательное упражнение: на 1 – вдох, руки вверх, на 2 – выдох, руки вниз.
И желает всем:
Мирного неба!
Вкусного хлеба!
Крепкого здоровья!
Презентация к проекту "Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье" |